В ночь на 2 апреля в Охотском море потерпел крушение траулер «Дальний Восток». По последним данным, катастрофа унесла жизни 56 человек. На месте ЧП развернута масштабная поисково-спасательная операция. Следствие рассматривает более 10 причин трагедии.
Крупнейшие крушения рыболовецких судов в России в XXI веке - в специальном материале ТАСС.
Крушение РСХ-2316
16 марта 2003 года у берегов острова Юрий (Малая гряда Курильских островов) отряд пограничников обнаружил выброшенную на скалы рыболовную шхуну. Судно находилось в полузатопленном состоянии, без экипажа, в днище была пробоина. 18 марта шхуну опознал владелец, руководитель компании «Остров Зеленый» из Южно-Курильска.
Потерпевшее крушение судно носило название РСХ-2316, было произведено в Японии. 8 марта оно вышло на промысел из Южно-Сахалинска, в тот же день капитан подал сигнал бедствия и сообщил, что у шхуны отказал главный двигатель, после чего связь с судном прервалась. На борту шхуны находились, по разным данным, 12 или 13 человек. Все они признаны погибшими, были найдены несколько тел моряков.
Последний рейс «Зейна-мару»
17 января 2006 года в Татарском проливе близ порта Советская Гавань в Хабаровском крае в условиях сильного шторма затонула рыболовецкая шхуна «Зейна-мару», ходившая под флагом Белиза. Экипаж судна состоял из 12 граждан России. Через несколько часов рыболовное судно «Асандра» обнаружило спасательный плот с моряком, находившимся в крайне тяжелом состоянии. По его словам, на «Зейна-мару» раскрылся только один спасательный плот, второй плот не сработал, и остальные члены экипажа оказались в воде в гидрокостюмах. Проведя в ледяной воде несколько часов, они скончались от переохлаждения. Спасатели МЧС России, совершая облет района ЧП на самолете, обнаружили тела восьми погибших, они были подняты на находившиеся рядом суда. Сообщалось, что в свой последний рейс «Зейна-мару» вышла 10 января из японского порта Вакканай.
Пропавший «Партнер»
7 января 2011 года неподалеку от мыса Ламанон в Сахалине пропала рыболовецкая шхуна «Партнер» водоизмещением 300 т, приписанная к порту Пномпень (Камбоджа). На ее борту находились 14 граждан России. Капитан судна Равиль Бодрутдинов подал сигнал бедствия и успел сообщить, что спасательный плот раскрылся не полностью. Вскоре связь с судном пропала, прибывшим спасателям обнаружить его не удалось. Были найдены тела семи человек, включая капитана шхуны. Тело еще одного погибшего было обнаружено в феврале 2012 года у мыса Соя японского острова Хоккайдо. Выяснилось, что судовладельцем была зарегистрированная на Белизе фирма SGI Company, промысел в российских водах шхуна вела незаконно. В 2010 года она уже задерживалась российскими пограничниками.
Катастрофа «Аметиста»
11 февраля 2011 года в восточной части Охотского моря пропал траулер «Аметист» Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Судно было построено в Николаевске-на-Амуре в 1996 году (проект 420 «Надежный»), водоизмещение - 781 т. Сигналов бедствия пропавшее судно не подавало, сигналы находящегося на его борту аварийного радиобуя также не фиксировались. 12 февраля начались поиски траулера. В начале мая 2012 года глубоководный аппарат «Пантера-Плюс» с научно-исследовательского судна «ТИНРО» обнаружил в заливе Шелихова лежащий на дне «Аметист». Все 23 члена экипажа траулера признаны погибшими (тел обнаружено не было). По оценкам комиссии по расследованию причин катастрофы «Аметист» мог перевернуться и затонуть во время сильного зимнего шторма. По предположениям экспертов, кораблекрушения можно было избежать, сбросив лишний груз и приняв жидкий балласт в пустые цистерны.
Затонувший «Шанс-101»
26 января 2013 года в Японском море близ побережья Тернейского района Приморского края затонуло судно «Шанс-101», занимавшееся краболовным промыслом. Судно водоизмещением 1009 т было построено в 1988 году в Южной Корее на верфях STX Shipbuilding в Пусане (ранее имело название No 7 Jisung). В 2007 года было куплено владивостокской компанией ЗАО «Восток-1». На борту судна находились 30 человек - 19 граждан РФ и 11 граждан Индонезии.
Кораблекрушение произошло в условиях сильного шторма: капитан Владимир Павлов попытался совершить поворот на обратный курс, не убедившись в герметичности и плотности закрытия отсеков и не уточнив данные о перекачке топлива. В результате судно начало переворачиваться. Подать сигнал бедствия капитан не успел, в результате поисковая операция началась только на следующий день - после того, как с кораблем не смогли связаться его владельцы. Погибли 16 человек - семь индонезийцев и девять россиян. Капитан судна спасся на одном из плотов, но позднее скончался.
Материал подготовлен при участии Справочной службы ТАСС.